Часть произведений широкая публика видела впервые.
В Тверской областной картинной галерее, расположенной в Тверском Императорском путевом дворце, в зале на третьем этаже 27 сентября разливался необыкновенный свет. Который даже можно назвать светом истины. Там на экспозиции были представлены 43 произведения из частных коллекций, которые объединяла тема «Русское религиозное искусство XVIII – второй половины XX века».
На выставке сила искусства давала возможность как людям верующим, так и тем, чья вера не так крепка, увидеть красоту библейских сцен и проникнуться религиозным пафосом. Со всех стен на зрителей смотрели полотна мастеров, творивших в разных направлениях – от академизма до авангарда. Видя картины, создававшиеся в ХХ веке, поневоле задумываешься, что и в «богоборческий» период истории нашей страны художники не переставали обращаться к Богу. Во всех смыслах.
Картины из частных коллекций привезли в наш город руководители Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД). Они уже пять лет радуют ценителей искусства в Твери, организуя уникальные выставки. А в этом году МКААД ещё и отмечает 20-летие с момента образования.
– Мы ведём большую просветительскую работу, ведём проект «Большое искусство – Большой России». Одна из особенностей этой выставки – тут впервые представлена так широко тема христианства в работе художников русского авангарда. В нашей экспозиции мы расширили представление о религиозном искусстве, которое не замыкается лишь на том, что «было писано для церквей», – рассказал куратор выставки, вице-президент МКААД Александр Киселёв.
Среди работ, представленных на экспозиции, и «Введение во храм девы Марии» (1730) Максима Искрицкого, и эскизы к росписи храмов (к примеру, Тимофея Неффа и Михаила Скотти), и «Взятия Христа стражею» (1886) Ильи Репина, и «Проповедь Христа» (1900-е) Сергея Беклемишева и мн.др.
Моё внимание привлекла картина «Богомолки-странницы» (1918-1919) кисти художника Василия Костяницына (1881-1940), родившегося в семье живописцев в Калязине. Василия Николаевича учили сначала отец и дед, затем он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, до революции писал, в основном, иконы. Затем жизненный путь живописца круто изменился – он начал создавать работы на революционную тему, трудился как оформитель, ориентировался на соцреализм. И поэтому кажется, что богомолки-странницы, изображённые на выставленном полотне, идут с некоторой обречённостью, а одна из них грустно оглядывается, а в глазах немой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?..». И хмурое небо над паломницами… Впрочем, там виднеются просветы. Работа находится в частной коллекции Александра Дадиани.
На официальной церемонии открытия выставки директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина отметила – ещё несколько десятилетий назад такую выставку было бы сложно представить. Сказывалось наследие «советской эпохи», в первую очередь, в сознании граждан.
– В целом посмотреть, как общество, и художественное общество, воспринимало и интерпретировало религиозные сюжеты – это очень интересно. Здесь совершенно уникальная собрана коллекция подлинников, которая будет находиться в таком балансе только на этой выставке. А затем вновь разойдётся по владельцам. Мы здесь видим собранную тему, – подчеркнула Татьяна Куюкина. – В прошлом году по работе я находилась в Ферапонтовом монастыре, это совершенно особое ощущение. Эта церковь, расписанная всего двумя красками, зовёт думать о высоком!
Таким образом все желающие, не посещая храм, могли прикоснуться к религиозной теме. Затем, возможно, они обретут желание прийти в церковь.
«Изучение церковного изобразительного искусства и светской живописи на религиозные темы представляется весьма актуальным в связи с возрастающей ролью Русской православной церкви в современном обществе. Православие всегда было одним из ключевых звеньев в русской культуре…» – так указано в аннотации к выставке. Там же выражена благодарность за помощь в организации лично губернатору Тверской области Игорю Рудене, региональным органам власти, Тверской областной картинной галерее и др.
На предпоказе Александр Киселёв традиционно сам провёл экскурсию по экспозиции. Она будет открыта до 17 ноября включительно.
Справки по телефонам: (4822) 34-31-56, 34-62-43
Возрастное ограничение – «6+».
Источник: