Трудился над ней приглашённый режиссёр.
О чём вы думаете, когда представляете себе театр кукол? Весёлые представления для детей? Красивые представления для взрослых? Знаменитые сказки, воссозданные в мире игрушек? Забудьте! Тверской театр кукол, как оказалось, может рвать шаблоны не только с хрустом, но и со вкусом, а мы смогли за этим недолго понаблюдать. Итак, приглашаем вас в дом Бернарды Альбы, который в этот раз расположился по адресу проспект Победы, 9.
Наверно, первое, что бросится в глаза (и не только) любому зрителю – это курящие актёры. Вездесущие электронные сигареты, оказывается, тоже реквизит, причём создающий ту самую атмосферу застоявшегося воздуха в доме Бернарды. Темно и душно – для нас на полтора часа, а для дочерей Бернарды на всю жизнь. Второе – актёры. Хотя в пьесе нет ни одного мужского героя (кроме закадровых персонажей Пепе Римлянина и мужа Бернарды), актрис на сцене тоже нет. Все женские роли исполняют мужчины.
Представить зрителям именно такой вариант пьесы Фредерики Гарсиа Лорки впервые решили именно в Твери. Трудился над постановкой приглашённый режиссер из Санкт-Петербурга и создатель Малого театра кукол (МТК) Чакчи Фросноккерс, с которым корреспондент портала Tverigrad.ru делал большое интервью. До этого ни одна известная российская версия столь большой смелости не проявляла. Режиссёр объясняет это одной фразой автора пьесы, выведенной на потолок зрительного зала: «Порой мужчина, играющий женщину, точнее передаёт всполох её страстей».
Согласно истории, Бернарда Альба накладывает на свой дом восьмилетний траур по случаю смерти мужа. Пленницами в этом доме скорби остаются её дочери, служанка и мать, которую Бернарда держит взаперти. Сердца девушек рвутся на свободу, они хотят дышать, любить и чувствовать. Но для Бернарды это неприемлемо, ведь так о её дочерях могут подумать как о распутницах. А для Бернарды мнение города и собственная честь важнее всего на свете.
Но женщины на сцене всё же появляются – кукольные и ненадолго. Они нужны не актёрам, а нам, чтобы мы увидели иссохших жёлтых узниц дома Бернарды – её близких. Куклы будут появляться не часто, но они и не так сильно нужны, актёры справляются и без них.
Всё, что нужно, режиссёр нам показал: духота, порой невыносимые сжимающие голову звуки, минимальные символические декорации (как верёвки, затягивающиеся узлами на шеях и на судьбах героинь), живой свет, а самое главное – мастерство постановки и артистов.
В какой-то момент мысль о том, что перед нами не грозный мужчина, а, по сути, невыносимая Бернарда, улетучивается, и оголяется сама суть – ощущение отчаяния и безысходности. При помощи именно этих невербальных сигналов и снимается вопрос «А что режиссёр хотел сказать?». А хотел он сказать, то же самое, что и автор пьесы – что в старом патриархальном обществе у тебя не было права даже дышать, не то что любить. А мысль об общественном порицании для кого-то намного страшнее, чем потеря собственного ребёнка.
Спектакль, хоть и предназначен для взрослых и имеет плашку 18+, длится всего 1,5 часа. С детьми туда действительно лучше не ходить, во-первых, из-за дыма, во-вторых из-за обволакивающего ощущения ужаса. А вот если вы хотите посмотреть на что-то совершенно новое, то приходите.
Источник: