Оказалось, что детей он интересует намного больше, чем пугает взрослых.
Задать этот и другие вопросы мы решили Ольге Соболевой, учителю русского языка и литературы МОУ СОШ №29 города Твери. Оказалось, что в этой школе новый предмет открытием не стал, а продолжил курс другого урока, который уже был в расписании, – Нравственных основ семейной жизни:
– Этот предмет появился в трёх школах, в том числе и в школе №29, около восьми лет назад в рамках эксперимента, который был рассчитан на два года. Кто-то по итогу убрал урок, а мы решили оставить, потому что по результатам изучения, отзывам детей и мнению родителей, мы поняли, что это тот предмет, которого современному подростку действительно не хватает.
Сразу стоит отметить, что абсолютно всем детям новый предмет (как, впрочем, биология или физика) нравится не может, и это нормально. Поэтому здесь и далее мы говорим именно о большинстве ребят.
Причин, по которым разговор про систему нравственных ориентиров оказался очень востребованным, несколько.
- Во-первых, не всегда родители по разным причинам готовы или могут поговорить с ребёнком об этом.
- Во-вторых, не у всех установлены доверительные отношения с подростком, что, к сожалению, не редкость.
- В-третьих, это негативный жизненный опыт родителей. Не зря говорят, что дети не слушают взрослых, а подражают им. Отметим, что в таких случаях родителей никто не осуждает – ситуации бывают разные, и каждый делает свои ошибки.
- В-четвертых, многие нынешние родители сами росли во время многолетнего настойчивого распространения всеми возможными способами эгоистических ценностей, развращенных представлений, пропаганды того, что в начале 90-х казалось признаками свободы, а на деле оказалось гибельным болотом и чуть ли не потерей национального самосознания. И им действительно очень сложно говорить о будущей семье с подросшими детьми. А ведь именно семья — основа и общества, и нации.
Именно в таких случаях послужить палочкой-выручалочкой в непонятном и сложном для 17-летнего человека мире смог новый предмет.
– Задача того курса, в первую очередь, – помощь ребёнку в понимании себя. 16-17 лет это такой возраст, в котором подростки активно занимаются самопознанием. И несмотря на то, что занятия были элективным курсом, проблем с посещаемостью не было, ведь ребятам было интересно разобраться в себе и отношениях с миром, понять, на как строить эти отношения, начать понимать себя и свои желания.
По словам педагога, научить подростка отделять свои желания от тех, что навязаны модой или близким окружением, не так уж и сложно, потому что ребята сами хотят этому научиться и пользуются инструментами, которые даёт им школа. Безусловно, сложнее научить их поступать в соответствии со своими принципами и желаниями, а не под давлением извне.
– Важно не только объяснить ребёнку, что его желания в приоритете, но и подходить к своим «хотелкам» осознанно, понимая, к каким последствиям, хорошим и плохим, для него или окружающих они могут привести, научить его думать наперёд. Если мы говорим про построение крепких отношений в будущем, то сначала необходимо объяснить ему слагаемые этих крепких отношений, такие как доверие, общие цели и жизненные ценности, честность, верность и многое другое.
Курс семьеведения, говорит Ольга Викторовна, не сильно отличается от курса нравственных основ семейной жизни. Даже учебник называется так же, только состоит из одной части. Но изменения всё же есть. В первом случае упор был сделан именно на нравственность. Новый же предмет охватывает немного больше составляющих взрослой жизни, но делает это поверхностно, так как рассчитан всего на один год.
Но вопреки названию, рассказывается в учебнике не только про семью. Здесь идёт речь про дружбу и другие социальные связи, базовые экономические и медицинские сведения, которыми надо владеть в любой семье. Кроме того есть материал по семейной психологии, например, о манипуляции и методах борьбы с ней. Ох, сколько судеб спасли бы в своё время эти знания!
Ещё одна тема, которая интересует подростков, это решение конфликтов в семье. На уроках семьеведения вместе с учителем школьники разбирают самые типичные ситуации, например, конфликт с родителями из-за плохой оценки или позднего возвращения домой. К сожалению, взрослые не всегда себя мудро ведут в таких ситуациях, а ребёнок понимает, что что-то не так, но повернуть ситуацию в нужное русло не может из-за отсутствия знаний и жизненного опыта:
– Бывают и такие случаи, когда родители ссорятся, а ребёнок становится заложником ситуации. В 10-11 классе дети уже обычно достаточно умные и взрослые, чтобы не винить себя в этом, но ещё слишком неопытные, чтобы правильно реагировать. А это – постоянный накопленный стресс, который в конечном итоге отражается и на их поведении, и на учёбе, и на отношениях в семье.
Сейчас в приоритете не только Тверской области, но и всей России – это создание гражданами многодетных семей. Но начинается любая многодетная семья с доверия, об этом Tverigrad.ru неоднократно говорили родители, которые вместе уже много-много лет.
– Как-то во время подготовки к уроку прочитала фразу «Лучшее вложение, которое мама может сделать в своего ребёнка, – это правильно выбранный папу». Детям выражение очень понравилось, они к нему добавили и вторую половину, про правильную маму. Я с ней полностью согласна, потому что у здоровых во всех отношениях родителей будут здоровые дети, очень высока, а главное, вероятность, того, что в крепких и здоровых отношениях родятся несколько детей, намного выше.
Когда в школе №29 только вводили этот предмет, «экспериментальным» стал класс, которому понимание семейных отношений было очень необходимо. Так просто получилось, но эффект был заметен:
– Это были непростые дети с непростыми семейными историями и сложными отношениями внутри коллектива, и вот именно им такие знания были нужны. Ребята постепенно понимали, что нужно делать, чтобы выйти из этого замкнутого круга. Конечно, решить все проблемы при помощи семьеведения невозможно, но можно дать детям уверенность в себе, небольшие инструкции, как поступать в разных жизненных ситуациях. А уж с возрастом они сами решат, пользоваться этими инструкциями или нет.
Показателем важности предмета для школьников служит, например, сообщение одной девочки, которая уже давно выпустилась из школы. Она написала его поздно вечером Ольге Викторовне в далёком 2019 году. Из этических соображений, печатать полностью мы его не будем, но приведём цитату: «как будто у меня была шкатулка с тайнами, которые я не могла понять, а вы мне дали ключик от неё».
– Конечно, радуешься, что помогаешь детям, радуешься, что они тебе благодарны. Всегда будут и те ребята, которым это не нужно, которые не будут воспринимать твои слова, но таких меньшинство. Да и нужно заметить, что нет таких предметов, которые будут нравиться абсолютно всем. У кого-то больше душа лежит к математике, у кого-то к литературе. С семьеведением то же самое.
Опираясь на слова Ольги Викторовны, можно сделать вывод, что семьеведение – не панацея от семейных и личных проблем подростков, не абсолютная гарантия построения будущей счастливой семьи. Однако именно оно может задать правильное направление в жизни, показать ориентиры, к которым стоит стремиться, чтобы твоя семья дарила тебе радость и счастье. А кто не хочет стать счастливым?
Источник: