"Россия в узорах: новоторжские щеголихи" (12+) – выставка с таким названием открылась 30 августа в Торжке в музейном пространстве ВИЭМ. 14 женских нарядов воссоздали по акварелям художника и этнографа Фёдора Солнцева. Изготовлением костюмов занималась студия известного далеко за пределами Твери дизайнера одежды, члена Союза дизайнеров России, художника по костюмам для театра и кино Марии Рыбаковой.
– В работе по изготовлению коллекции костюмов по акварелям Фёдора Солнцева у нас не было задачи создать 100% историческую реплику костюма 19 века, такой ответственности мы на себя не берём. При подготовке к работе мы изучили всевозможные материалы: книги по историческому костюму, подробные фотографии русского национального костюма из коллекций Натальи Леонидовны Шабельской, Русского музея, Российского этнографического музея, изобразительные источники этого времени, художественную литературу. Мы делали костюмы с изображения, в нашем распоряжении не было аналогов, но изучая источники, мы видели, как это выглядело в реальности. Я брала за основу конструкцию подлинного источника, корректировала выкройку под размеры современного человека и кроила с учётом этих изменений, максимально сохраняя аутентичность, в том числе и в подборе материалов, и в обработке швов. На 90% это ручной труд. Когда вы смотрите на костюм, вы не увидите ни снаружи, ни с изнанки машинных строчек. Мы старались создать исторический костюм, с погрешностью на то, что сейчас сложно найти такие же материалы, как были 150-200 лет назад. Поэтому мы больше работали с образами, чтобы сохранить эстетику, но безусловно глубоко погрузились в изучение источников, – рассказала ТИА Мария Рыбакова.
Мария Рыбакова
Тверичанка Мария Рыбакова – признанный в России и за её пределами дизайнер одежды. На её счету показы не только на московской неделе моды, но и в Милане. Более 17 лет она занимается развитием своего бренда одежды, и с большой любовью и уважением к традициям использует традиционный русский силуэт и детали русского костюма в создании современных образов. Исторический костюм – её большая страсть.
– Почему мне интересен традиционный костюм и вообще наши традиции? Потому что я считаю, что у нас в жизни есть две точки опоры: наш род и наша страна. И соответственно, наша история и наши традиции. Если мы что-то из этого теряем, то мы теряемся в жизни. Мы с радостью принимаем участие в исторических проектах, таким образом я напоминаю людям, что и как было раньше. А когда делаю современную одежду с опорой на русские традиции, я показываю, что можно продолжать это ценить и носить. И вспоминать нашу историю.
"Россия в узорах: новоторжские щеголихи" не первый проект исторического костюма, которым занималась студия Марии. Например, в Третьяковской галерее на выставке, посвящённой наследию Венецианова, выставлялись наряды бренда Марии Рыбаковой, как иллюстрация. Участие в выставке потом вдохновило модельера на создание коллекции "Высокие травы".
Сейчас Мария надеется, что "Россия в узорах" не остановится на нарядах новоторок, но продолжится в костюмах ржевитянок, тверичанок, вышневолочанок.
– У каждой деревни был свой костюм. У нас было такое разнообразие! Но информации сейчас так мало об этом. Взять новаторжский костюм: у них душегрея и шугай были специфического асимметричного кроя. И вообще, это был богатый уезд, соответственно, и костюмы у них богатые. Костюм – это социальное явление, в нём отражены те процессы, которые происходили в обществе. Проблема современного общества в том, что мы не знаем ни свою историю, ни особенности своего края. Такими проектами мы стараемся приобщить людей начать заново ценить свои корни.
Стежок за стежком
Воссоздать исторический костюм по рисунку очень трудно. Во-первых, надо как можно ближе к оригиналу сконструировать модель.
– Конструирование — это самое сложное в этом проекте. Чтобы сделать не примерно, а максимально точно, мы глубоко погружались в особенности костюма 19 века. У нас был просто гениальный куратор – Андрей Боровский. Мы с ним изучали тему, искали разные аналоги и, насколько это возможно, использовали исторические конструкции. При том, что, повторюсь, никогда не держали оригинальных моделей в руках.
Во-вторых, портные практически полностью собирают наряды вручную. Те строчки, которые можно было сделать на машинке за 30 минут, потребовали многочасового кропотливого труда. У Марии сплочённый коллектив профессионалов, включая маму – опытнейшего конструктора и портного. Конечно, ручные швы каждая из них знает, с этого начинается основное обучение профессии. Но всё равно, отшить вручную, строчка за строчкой, стежок за стежком 14 сложнейших костюмов – это колоссальный труд.
– Практически всё сделано руками, с соблюдением особенностей кроя и пошива костюма 19 века на территории Торжокского района, – говорит Мария.
Первые значимые отклики на выставку она уже получила. И самые приятные были от исследователей моды. Они высоко оценили и технику, и эстетику.
Выставка "Россия в узорах: новоторжские щеголихи"
Выставку организовали Фонд развития Российского этнографического музея и Всероссийский историко-этнографический музей, с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках нацпроекта "Культура". Когда проект рождался, его создатели пригласили к его реализации Марию Рыбакову. Идея её захватила, и вот – результат можно увидеть в гостинице "Пожарских" в Торжке.
Открылась выставка 30 августа и будет работать до 5 ноября.
Вход свободный.
Все фото предоставлены ВИЭМ.
Галерея
Подпишись на наш ДЗЕН
Источник: