В 2005 году школы Тверской области впервые «примерили» новую образовательную модель.
Сегодня трудно представить российскую систему образования без Единого государственного экзамена. В 2005 году в Тверской области ввели ЕГЭ «второй волной». Первые экспериментальные регионы начали сдавать экзамен с 2002 года. Тогда было много вопросов: куда подавать результаты, как отправлять работы в вузы, можно ли оспорить баллы, кто проверяет работы и так далее. С каждым годом ЕГЭ обрастал новыми нюансами, проблемами и инфоповодами. Журналист Tverigrad.ru поговорила с педагогом, который 20 лет назад готовил выпускников 2005 года к новому жизненному этапу. За 20 лет ЕГЭ в регионе через эту форму аттестации прошли десятки тысяч выпускников. О том, как все начиналось, рассказала учитель математики школы №17 Твери Наталья Сергеевна Охота.
Привычное сменилось постоянным
Еще тогда Наталья преподавала математику в школе №22. Ученики 11 класса оказались в поле проведения образовательно эксперимента. Наталья Сергеевна почти не помнит тот день, когда были введены новые форматы выпускного экзамена. Зато в памяти сохранились моменты того, как было «до».
— Ранее, до введения ЕГЭ, выпускники писали контрольную выпускную работу, присланную Министерством образования. Ученики всем потоком собирались в актовых залах или коридорах, и контрольная работа проводилась также в течение 4 часов. Оценки выставлялись по системе 3, 4, 5, но эти результаты не влияли на поступление в вузы, а только на школьный аттестат. Учителя проверяли работы, создавая комиссии, в которых ведущий учитель не участвовал, — вспоминает Наталья.
С введением ЕГЭ, по словам учителя, сам формат проведения экзамена стал более объемным и сложным. Она отметила, что у детей и у учителей это не вызывало негативных эмоции, а наоборот повышенный интерес. Другое дело, что подготовка школ к проведению экзамена стала более тщательной. Многим учителям, которые впоследствии стали организаторами ЕГЭ пришлось изучить обширную базу, вникнуть в новую информацию. На учителей легла большая нагрузка с приближением выпускных экзаменов, но справляться с ней было по силам.
Заветные 70 баллов
Первые годы проведения экзаменов были не с самыми лучшими результатами. К слову, многого и не ждали, все-таки в новинку такой формат. Зато стало проще отделять «черное от белого». Исчез момент того, что детей могли «вытягивать» сами учителя на получение хоть какого-то результата. Перед российским образованием все стали равны. Проще говоря, если ты толком не учился, не знаешь материал, то не сдашь и наоборот. Результат уже не зависел от внешних обстоятельств.
— Тогда о ста баллах по математике вообще не мечтали. Очень хорошим результатом было набрать 70 баллов максимум. Все равно первые экзамены были не так хорошо отточены, как сейчас, некоторые дети не справлялись. Другое дело, что очень важным и нужным решением было введение разделения математики на базовую и профильную. Как учитель математики я полностью это поддерживаю. Вот с этими переменами уже удалось достичь высоких результатов, потому что оценить способности детей стало гораздо проще, сама эффективность экзамена заметно повысилась, — отмечает педагог.
Важно понимать, что выбор между базовой и профильной математикой зависит от интересов и будущих профессиональных целей человека. Тем, кто планирует изучать естественные науки или инженерные дисциплины в университете, профильная математика будет необходима. В то же время базовая математика остаётся важной для общего образования и развития логического мышления. С введением разделения детям стало проще ориентироваться в будущей профессии. Проще говоря, гуманитарии и «технари» смогли выдохнуть и начали тратить драгоценное время на подготовку к предметам, которые им действительно важны.
ЕГЭ изменило жизнь
Сами же дети, как отмечает педагог, которые сдавали экзамены 20 лет назад, были более стрессоустойчивыми, так как на них не возлагался такой поток информации, как сейчас.
— Отношение к ЕГЭ у детей начало изменяться последние 10 лет. Повысилась тревожность момента. Думаю, это связано с тем, что они осознают важность экзамена, но часто это приводит к стрессу. Плюсом могут как-то накручивать себя самостоятельно. Всегда советую школьникам следить за своей психикой, заботиться о ней. Бывает, дети делятся тем, что даже заснуть не могут, так переживают. Я поддерживаю их и предлагаю, например, сделать зарядку или пробежаться, это успокаивает. Основной упор в этом моменте все же делается на разговорах с родителями. Я настоятельно прошу их в период экзаменов не беспокоить детей по мелочам, не ругать, не наказывать, а всячески поддерживать, им сейчас сложнее всего, — отмечает педагог.
Наталья Охота полностью поддерживает введение ЕГЭ. Она считает его объективным и необходимым экзаменом, который помогает выявить уровень знаний учеников. Все же недостатки есть. Например, отсутствие «середины» в оценивании, когда ученики могут получить либо высокие, либо низкие баллы.
— Очень сложно стало написать экзамен на «средний» результат. В первой части КИМ находятся задания, которые может решить даже троечник, а во второй — сложность, которая не всегда под силу отличникам. Вот и вопрос, что делать хорошистам? Зачастую, они легко выполняют первую часть, но не знают, как подступить ко второй, в этом хотелось бы уточнения, — заключила педагог.
Усталость пройдет, результаты останутся
Спустя 20 лет изменений и нововведений особое внимание привлекают те, кому удается вникнуть в систему и сдать ЕГЭ на максимальный балл. В 2024 году в России на ЕГЭ участники экзаменов получили 9532 стобалльных результата. При учете того, что всего участников выпускных экзаменов было более 660 тысяч. Путем несложной арифметики — 1,43%. Среди них выпускник школы №12 Твери Владислав Вараксин. Он сдавал всего три экзамена чтобы не распылять свои силы и получить более качественные знания по каждому предмету. Его результаты: по физике — 99, по русскому языку — 100, по математике — 92, а также он успешно сдал дополнительные вступительные экзамены в МГУ по математике, получив 100 баллов.
По словам юноши, единый государственный экзамен не требует доработок, сейчас он находится в самом идеальном виде. ЕГЭ помог Владиславу поступить в МГУ имени М.В. Ломоносова. Он отмечает, что большой плюс егэ в том, что заранее известны темы и примеры задач, которые могут попасться на реальном экзамене. Это позволило ему спокойно готовиться, уделяя внимание каждой теме.
— Мне как непосредственному участнику экзаменов последних лет хотелось бы отметить, что ЕГЭ почти полностью «очищает» результаты от субъективного фактора проверки — всё по критериям, по ответам. Возможно, добавление большей свободы и избегание некоторых критериев в проверке помогли бы улучшить оценивание, но это очень тонкий момент, — отметил юноша.
Альтернативной замены нет
Также Владислав уверен, что система ЕГЭ — лучшее, что могло произойти с российским образованием.
— Формат ЕГЭ пока не имеет альтернативы. Традиционные письменные экзамены требуют от абитуриентов более глубокой подготовки: им необходимо готовиться сразу к нескольким вузам с разными экзаменами. Кроме того, существует риск коррупции, когда некоторые экзаменуемые могут избежать экзамена в определённых случаях. Это приводит к тому, что меньше мест остаётся для действительно талантливых и знающих абитуриентов, в общем, альтернативная система экзаменов может оказаться неэффективной, — считает юноша.
В Министерстве образования Тверской области отмечают, что ЕГЭ — это уникальный национальный экзамен. Полностью разработанный отечественными специалистами. Превосходящий по многим параметрам итоговые аттестационные экзамены в других странах мира. В 2025 году обществознание, информатика, физика имеют статус самых популярных предметов по выбору на ЕГЭ, несмотря на колебания числа участников.
По сравнению с прошлыми годами динамика в отношении предметов по выбору остается стабильной. Сохраняющийся интерес выпускников к сдаче таких предметов как информатика, физика, химия и биология продолжает свидетельствовать о выборе технических специальностей для поступления и дальнейшего обучения в вузе. Выбор выпускниками экзамена по обществознанию в этом году продолжает сохранять лидирующие позиции среди всех предметов на ЕГЭ, которые выбирают выпускники.
В 2025 году сделан большой акцент на привлечение представителей родительской общественности в качестве общественных наблюдателей. Для осуществления мониторинга ЕГЭ аккредитованы 688 региональных общественных наблюдателей, из них 523 – осуществляют наблюдение в пунктах проведения экзаменов и 165 – дистанционно в ситуационно-информационных центрах. Для осуществления мониторинга ЕГЭ дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий организована работа 39 муниципальных ситуационно-информационных центров.
Меньше стресса, больше дела
В качестве снижения стресса у школьников во время подготовки и сдачи ЕГЭ на уровне региона действуют дополнительные меры поддержки. Министерством образования Тверской области проводятся региональные родительские собрания по разъяснению процедуры проведения государственной итоговой аттестации, также реализуются региональные проекты, направленные на поддержку учащихся и их родителей на время проведения экзаменационной кампании.
В 2025 году в Тверской области реализуются три региональных проекта: марафон поддержки выпускников «Нас ждет успех», онлайн уроки «Репетитор» по подготовке к ГИА-2025 (ОГЭ, ЕГЭ) и проект «100 подсказок выпускнику». Дополнительный проект – акция регионального отделения «Движения Первых» «Экзамен, с которым вы справитесь» проводится в дни основного периода экзаменационной кампании.
— Уменьшению стрессовой нагрузки на выпускников способствует и то обстоятельство, что ЕГЭ признается системой среднего общего образования в качестве результатов государственной итоговой аттестации, а вузами – в качестве результатов вступительных испытаний, в результате чего выпускникам приходится единожды сдавать экзамены, а не так, как раньше – выпускные из школы и вступительные в вуз. С 2024 года начал работу суперсервис «Поступи в вуз онлайн», представляющий беспристрастную и прозрачную схему поступления в вузы, — отметили в Министерстве.
В 2025 году в Тверской области была организована работа 60 ППЭ во всех муниципальных образованиях региона, за исключением ЗАТО Солнечный. К организации проведения экзаменов привлечены более 2,6 тысяч специалистов.
Корреспондент Tverigrad.ru побывал на сдаче ЕГЭ по Химии. Об атмосфере экзамена и мнении выпускников на этот счет читайте в нашем материале.
Источник: